Церковь Ризположения


Церковь Ризположения

Полное название церкви Ризположения, расположенной на территории Московского Кремля - церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Это название произошло от древнего византийского праздника, посвященного прибытию из Палестины в Константинополь Ризы Богоматери, имеющей чудодейственную силу.

Для строительства церкви Ризположения в Москву пригласили мастеров из Пскова, которые в течение 1484-1485 годов возвели в Кремле новый храм. Здание поставили на месте старой церкви, основанной в 1451 году митрополитом Ионой в честь победы русских воинов над татарскими полками Мазовши. В 1473 году эта Ризположенская церковь и дом митрополита сгорели во время пожара, а на ее месте и был установлен новый храм, окруженный по периметру крытой папертью-гульбищем.

С момента основания и до середины 17 века церковь Ризположения была домовым храмом митрополитов и патриархов, а в 1655 году ее передали великокняжескому дворцу. После этого от церкви к женским хоромам вначале проложили переходы, а затем построили крытые галереи над западной и северной папертями, по которым женщины царской семьи проходили в Успенский собор.

Церковь Ризположения в Москве построена в ранне-московском архитектурном стиле, в который мастера внесли элементы, присущие псковской манере. Глава храма декорирована кирпичным геометрическим орнаментом. Стены разделены на три вертикальные части, украшенные поясами из обожженной глины. Вверху стены переходят в килевидные закомары, а своды лежат на четырехгранных столбах. Внутреннее пространство церкви довольно небольшое.

В 1644 годы стены церкви расписали иконописцы Сидор Поспеев, Семен Абрамов и Иван Борисов. Сюжеты росписей традиционны: купол покрыт изображениями Христоса Вседержителя, своды украшены евангельскими картинами, а стены расписаны сценами из жизни Богородицы, и иллюстрациями Великого Акафиста (гимн, прославляющий Богородицу). Росписи в церкви Ризположения правильнее называть фресками – они выполнены красками по сырой штукатурке, а затем дорисованы. Позднее фрески были покрыты масляными красками.

Кризис, постигший Россию на рубеже 16-17 веков, получивший название Великой смуты, или Смутного времени, оказал влияние и на строительство и украшение многих храмов. Иконостас Ризположенской кремлевской церкви – один из немногих, которые были созданы после этого периода. Заказчиком иконостаса был патриарх Филарет – отец первого царя из рода Романовых Михаила Федровича. Выполнением работы занялся знаменитый русский иконописец Назарий Истомин Савин, выходец из династии иконописцев. Вместе со своей артелью в 1627 году мастер выполнил иконы для трех верхних рядов, а в нижнем ряду находятся образы кисти исключительно самого Назария: Троица Ветхозаветная, и, предположительно, Богоматерь Одигитрия (сейчас покрыта поздней росписью). Внутреннее убранство церкви дополнено паникадилом и тощими свечами. Тощими свечами называли крупные подсвечники, изготовленные либо из воска, либо из дерева. Внутри они были полыми (т.е. тощими). По традиции тощие свечи красиво украшались росписями.

Во время большого московского пожара 1737 года Ризположенская церковь также сгорела. Восстанавливал ее архитектор И.Ф. Мичурин. Обновленное здание имело главу в виде вазы, также были расширены алтарные окна. В 19 веке с южной стороны церкви пристроили крытую лестницу, доходившую до западного фасада с изображением иконы "Печерской божьей матери". Из-за этого образа иногда и саму церковь называли Печерской.

В советский период церковь Ризположения не только уцелела, но и была тщательно отреставрирована, приобретя первоначальный вид. В ходе реставрационных работ восстановили северный и западный порталы, шлемовидную главу. С южной стороны здания разобрали пристройку, а с западной – демонтировали Печерскую часовню. В 1951 году в церкви произвели пробную расчистку, выявив при этом старинные росписи. Работы по расчистке и укреплению древних фресок продолжаются и в наши дни.

Смотрите также: