Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях

Отель МонплезирДостопримечательностиЦеркви → Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях во Дворце была построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте древней деревянной церкви Воскрешения Лазаря праведного. Основательницей церкви стала княгиня Евдокия, вдова Дмитрия Донского. Новая церковь была освещена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, совпадающего с датой Куликовской битвы, и, скорее всего, храм основан в честь этого события. После того как храм был достроен, в 1395 году его стены расписали знаменитые Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Рождественская церковь находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь.

Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, и его пришлось восстанавливать. Когда в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин строил в Кремле новый каменный дворец для великого князя, то заодно была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. Старое здание было использовано как подклет с приделом св. Лазаря, а над ним надстроили главный престол. Как выглядела Рождественская церковь, построенная Алевизом Фрязиным, - точно неизвестно. Более-менее отчетливое ее изображение сохранилось только на Кремленаграде, чертеже, выполненном в начале 17 века. На нем церковь представлена с тремя главами и апсидами, а также с двумя приделами.

Во время правления царя Федора Алексеевича, в 1681-1684 годах церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. Лазаревский придел упразднили, и в 18 веке его стали использовать в качестве склада. Лишь в 1832 году, когда на территории Кремля начали строить Большой Кремлевский дворец, в подклете вновь был освящен придел во имя св. Лазаря.

В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма. Архитектурная композиция храма гармонично сочетает черты владимиро-суздальской и раннемосковской школ.

Смотрите также: